Индия-Тур: туры в Индию. Отдых, паломничество. Аюрведа: лечение в Керале. Непал. Тибет. Индийская виза. Авиабилеты в Индию. Фото Индии
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНУЮ ИНДИЮ!
Тел: +7 (495) 108-108-0, моб. для Viber/WhatsApp: +7 915 155-09-91; Москва, Щепкина 5, стр.2
Наши сайты: www.goa.india-tour.ru   www.kerala.ru   www.ashram.ru   www.ayur.ru  

Главная Туры Контакты О нас Форум Скидки Наш выбор Заказ тура

БИНДИ, ТИККА, ПОТТУ, ТИЛАК И ДРУГИЕ ЗНАКИ

Бинди, тикка, потту, синдур, тилак (или тилака), трипундра - все это символические знаки, относящиеся к ведической культуре, которые индуисты наносят на лоб. Так, если нанесение бинди на лоб относится к шактисткой традиции, то нанесение тилака - к вайшнавской, а трипундра - к шиваистской.

Бинди - это круглый или каплеобразный знак, который наносят на лоб. Слово "бинди" так и переводится с санскрита, как "капля" или "точка". Это слово - "бинди" - широко известно и используется во всем мире, обозначая сегодня женское украшение в виде капельки, которое наносится на лоб. Однако в других местах и штатах Индии нередко употребляется другие слова-синонимы, например, "потту" в Керале и Тамил Наду, "ботту" в Карнатаке и Андра Прадеш или "тикка" в Пенджабе, Бихаре и других районах северной Индии, в том числе и в Непале…
Самое раннее упоминание о "бинди" (также, как и о "тилаке") содержится в Ригведах, в сутре, описывающей Бога Сурью (Солнце), чья супруга - Богиня Уша (в переводе с санскрита, "рассвет") украшает свой лоб красной точкой - символом восходящего солнца. Хотя позже, эту точку на лбу индианок стали также называть "чандра" или "полная луна".

Размер бинди и их цвет очень варьируется, они могут быть еле заметными, а могут быть огромными - не точками, а целыми кругами. И если раньше индийские женщины рисовали бинди, то теперь чаще используют бинди-стикеры, находя их более практичными и наклеивая это украшение на лоб. Тем более, что сейчас бинди бывают разного цвета и даже с драгоценными камнями, поэтому женщинам нетрудно подобрать его под цвет своего сари.
Более того, в конце 20-го века вместе с растущим интересом европейцев к индийской культуре, бинди быстро стал модным атрибутом и украшением для многих женщин, как в Европе, так и в Америке. Хотя вместе с популярностью потерялся истинный смысл нанесения бинди, который всегда был напоминанием человеку о том, что он есть не это физическое тело, а является частицей бесконечно великого Атмана.


Сегодня можно увидеть бинди самой разной формы и цвета, хотя "классическое" бинди - это всегда кружок или точка красного цвета. Считается, что красный цвет бинди символизирует кровь. Это связано с древним ведическим обычаем, когда на свадьбе жених наносил на лоб невесты каплю собственной крови, как символ заключения брака.
Позже этот обычай был заменен на нанесение красной точки порошками кумкумом или синдуром. Таким образом, красная бинди означает статус замужней женщины. Сама же бинди является благоприятным знаком, который символизирует чистоту помыслов и приносит процветание и благополучие. Поэтому считается, что украшение невесты без бинди, не полное. Когда жена приходит в дом мужа с красным бинди на лбу, это предрекает для молодоженов семейное счастье.
Красителем для бинди как правило, служит кумкум, который сам по себе играет важную роль в религиозных традициях Индии. Однако замужние женщины окрашивают пробор на голове, используя для этого синдур. Кумкум и синдур - это два различных вещества, хотя оба имеют красный цвет. Кумкум производят из красной куркумы, а синдур изготовляют с применением минеральной краски - сурика.
"Синдур-дана", или нанесение женихом красной пудры на пробор невесты - довольно значимая часть церемонии ведического бракосочетания. Известна красивая легенда об этом ритуале.

"Однажды Сита, жена Господа Рамы, украшала свой пробор на голове синдуром. Увидев это, Хануман спросил ее: "Мата, зачем ты наносишь это красное вещество на свою голову?"
Улыбаясь любопытству Ханумана, Сита ответила: "Делая это, я продлеваю жизнь своему мужу".
Будучи истинным бхактой и преданным Рамы, Хануман подумал, что раз полоска синдура может продлить жизнь его господина, то, что уже говорить о целой куче такого порошка - он сделает жизнь его любимого Шри Рамы еще более долгой! Тогда Хануман измазал красным порошком синдуром все свое гигантское тело"…


Церемония нанесения синдура на голову называется также "сумангали". Место посередине головы, там, где женщины делают пробор, считается очень слабым. Нанося на него синдур, женщина рисует линию, которая способна защитить ее от всех злых сил. Если женщина, к несчастью, становится вдовой, то ей запрещено носить бинди. Однако некоторые женщины в таких случаях наносят бинди желтого цвета для того, чтобы показать, что семья пребывает в трауре. Так же, многие женщины воздерживаются от нанесения бинди во время "ежемесячных проблем". И только в южных штатах Индии ношение бинди (или потту) является обязательным как для замужних женщин, так и для девочек и незамужних девушек.

Мужчины также наносят на лоб ярко-красную точку, как символ духовной чистоты и мудрости. Как правило, это происходит во время исполнения в храмах религиозных обрядов. Но в большинстве случаев одиночная бинду у мужчин выглядит не как круг, а как окружность вытянутая или смазанная вверх.
Эзотерический смысл нанесения на лоб красной точки, которая ставится в область "3-го глаза", связан с тем, что это место соответствует расположению аджна-чакры, которая ассоциируется с прозрением и мудростью. Если обратиться к ведическим текстам, то можно выяснить, что сила известная, как Кундалини пробудившись стремится вверх. В аджна-чакре Кундалини-Шакти соединяется с Садашивой и человек обретает просветление, или свободу от заблуждений и неведения, а когда им постигается единство Абсолюта, что описывается, как достижение сахасрара-чакры - человек достигает освобождения. Именно поэтому во время медитации рекомендуется концентрировать свое внимание в районе межбровья.

Тилак

На лбах у мужчин тоже можно видеть разные знаки. Их обычно рисуют во время религиозных церемоний или когда они посещают храмовые комплексы. Эти знаки могут рисовать и мужчины, и женщины, хотя монахи - садху и саньясины - наносят на лоб такие знаки ежедневно, это символизируют их отношение к определенной индуистской традиции. Ритуал нанесения на лоб определенного знака очень древний. Коронация индийских царей или махараджей всегда включала в себя "радж пурохит", когда главный жрец наносил на лоб владыки "радж тилак". Нанесение тилака - не только непременная особенность религиозных обрядов, но и часть церемонии встречи и прощания. Символически это означает открытие третьего глаза или "внутреннего знания". Подобно тому, как Господь Шива способен своим третьим глазом испепелить всю Вселенную, так и ученик при духовном преображении, становится способным обратить в пепел, все то, что его связывает оковами неведения или аджнаны. Когда ученик освобождается от неведения и распознает свою истинную природу, он обретает истинное знание, состояние единства с сущим и Ананду (блаженство).
Когда ученик, перед тем как войти в храмовый комплекс, наносит на лоб тилак, то он размышляет о том, что "он есть Брахман", он сосредотачивается на Высшем, оставляя свое Эго за пределами храма. Таким образом, знак на лбу символизирует, что человек приходит в храм полностью погруженным в размышления о Боге, для него не существует внешнего, есть только Он. Последователи разных религиозных направлений наносят на лоб разные знаки. У последователей Вишну, или вайшнавов, такой знак называется "тилак" или "тилака". Он представляет собой две вертикальные черты нанесенные на средину лба или линию U-образной формы - "урдхвапундра", которая символизирует Вишну, как хранителя, поддерживающего Вселенную со всеми существами. Для этого используется сандаловая паста или глина из священных мест, таких как Дварака, Ямуна, Вриндаван, Ганга и т.п..

Шиваиты (или шайвы) наносят на лоб "трипундру" - знак в виде трех горизонтальных полосок точкой-бинду в межбровье. Для этого используют священный пепел - вибхути. Три полоски на лбу ученика или трипундра символизируют временную, преходящую природу проявленного мира и напоминают о необходимости стремления к мокше или освобождению. Тилаки последователей других религиозных традиций также отличаются друг от друга. Так, например, тилак сауровов (тех, кто поклоняются Сурье - Солнцу) имеет вид двух горизонтальных линий, нижняя из которых чуть меньше, чем верхняя; у преданных Муругана (Кумара, Субраманья) - это тоже трипундра, но с небольшой линией из кумкума по середине и т.д.. Нужно отметить, что в древние времена в Индии широко использовались тилаки, различающиеся в соответствии с принадлежностью человека к той или иной варне. Причем для этого использовалось не только вибхути, кумкум или глина, но и абхир (сажа, не путать с пеплом), чандана (сандал), агуру (алоэ), кастури (мускус), шафран и т.д.… Современное индийское общество, которое сегодня легко приняло разноцветное бинди в качестве декора и украшения для женщин, тем не менее, наверняка сохранит в веках смысл и значение этих знаков как культовых и религиозных символов для духовных искателей.



 


Навигация по разделу "Новости хорошие": [Главная страница]

[Стань творцом] [Юрий Подгорный] [Встреча с Коэльо] [Джйоти-лингамы Шивы] [Редьяр Киплинг] [Каларипаятту] [Путешествие в Индию с БГ] [Новости хорошие] [Сари] [Бесплатные материалы] [Фестиваль индийской кухни] [БГ о религии] [Хануман] [Махашиваратри 2002] [Александр Клюев] [Рассказ] [Поездка в Индию] [Встреча с Валерием Маржиным] [Хождение за три моря] [Камень-талисман] [Тест]


Индия-Тур

Туристическая компания «Индия-Тур» (ООО «Индия-Тур»)
17 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!!!


Как к нам доехать

Индия-Тур
Наши
проекты:  
Ашрам.Ру: Духовный мир Туры в страну здоровья. Аюрведа и отдых Гоа. Туры в райское место Аюрведа: натуральное здоровье Новости и беседы об Индии. Форум по Индии

© ООО «Индия-Тур», 2001-2018. Использование информации с этого сайта разрешается только с письменного разрешения правообладателя.
Индия-Тур Вконтакте Группа Индия-Тур в Facebook